Что означают узоры на советских коврах, которые мы рассматривали перед сном
Каждый человек, родившийся и выросший в Советском Союзе, помнит, как рисовались замысловатые картинки на настенных коврах. На этих рисунках, если присмотреться, можно рассмотреть лица и фигуры людей, птиц, животных и растений. Подобные ковры были почти во всех домах и квартирах в Советском Союзе. Поэтому все дети той эпохи регулярно изучали изображенные на них орнаменты, выискивая замечательных персонажей. Многие, правда, задавались вопросом, кто придумал все эти узоры и есть ли у них какой-то смысл.
Откуда взялись ковровые рисунки и каково их значение?
Попасть в Советский Союз с коврами было непросто.
В основном советские люди покупали ковры СССР, которые продавались в магазинах. Они «охотились» за ними. Даже дешевые синтетические изделия были знакомы. Достать хотя бы какие-то варианты в то время было очень проблематично. Однако некоторым гражданам предоставлялись привилегии. Существовал даже специальный каталог их свобод. В них можно было выбирать и заказывать изделия, изготовленные вручную мастерами из советских республик, и покупать ковры в других странах.
Каталог был выпущен организацией EAST Banquet. Здесь заказы можно было сделать только по чеку (форма оплаты специалистам, работавшим за границей). В каталоге был представлен впечатляющий выбор ковровых украшений. На их названиях была указана страна, в которой были произведены изделия.
Так, наши соотечественники имели возможность выбрать ковры из Азербайджана с такими названиями, как «Карабах», «Казах» и «Куба». Если иностранная продукция была более привлекательной, они могли купить изделия из ГДР или Болгарии.
Ковры из ГДР
предлагались и выбирались модели машинной и ручной работы. Конечно, лишь немногие имели возможность порадовать себя такими покупками. Простые советские граждане не имели доступа к этому каталогу, поэтому покупали то, что попадалось под руку. Естественно, никто даже не задумывался о том, какие рисунки были доступны, независимо от того, имел ли он какое-либо значение. В каталоге потребители получали небольшое пояснение, которое позволяло им понять, откуда взялись эти рисунки и что они символизируют.
Армянские ковры.
Например, объяснение ковров, сотканных в Армении, гласит, что изделия из Иджевана и Еревана были созданы в результате тщательного изучения армянских традиционных миниатюр. Основным мотивом здесь является цветок лотоса. Изображались лепестки растения, стилизованные стебли и бутоны, и даже животные.
Туркменские ковры украшались ромбами
По-другому были представлены туркменские ковры и вещи. Они были украшены различными ромбовидными фигурами с интересным названием «гель». Все без исключения изображения, делаем вывод, являются традиционными. Они не были придуманы дизайнерами Советского Союза. Единственное, что было немного дополнено, переработано и изменено, это рисунки и орнаменты, взятые за основу для
советских ковров.
Государственные орнаменты были основой как для машинных моделей, так и для ковров, выполненных вручную. Таким образом, «послание» получали даже те советские граждане, у которых были неестественные и искусственные варианты.
Были и другие рисунки со скрытым смыслом, активно использовавшиеся в коврах советского периода. Во многих случаях так называемый «медальон», символизирующий солнце, располагался в центре.
Это интересно! Кстати, мотив с самого начала был иранским. В Советском Союзе его, как и многие другие, просто взяли на вооружение.
На ковре его можно было увидеть как растение или животное!
Но это далеко не все. На изделиях можно заметить линии, которые не начинаются и не заканчиваются, вьются во всех направлениях. Они также имеют свое название «Эшрим». Этот мотив является достоянием персов. Кроме того, строгая геометрия обозначила некоторые «завуалированные» существа и растения. Поэтому, когда советские люди с тоской смотрели на изделия и видели удивительных животных, птиц и цветы, это не было плодом их воображения. Возможно, они существовали на самом деле.